Вариант 22
Часть 2
Прочтите
текст и выполните А1-А7; В1-В14
|
(1)Я — москвич! (2)Сколь счастлив тот, кто может произнести это
слово, вкладывая в него всего себя.
(3)...Минувшее проходит предо мною...
(4) Привожу слова пушкинского Пимена, но я его несравненно богаче: на
пестром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже умирающего, где
окончательно исчезнувшего, я вижу растущую не по дням, а по часам новую Москву.
(5)Она ширится, стремится вверх и вниз, в неведомую доселе стратосферу и в
подземные глубины метро, освещенные электричеством, сверкающие мрамором
чудесных зал.
(6)В «гранит одетая» Москва-река окаймлена теперь тенистыми
бульварами.
(7)Там, где недавно, ещё на моей памяти, были болота, теперь —
асфальтированные улицы, прямые, широкие. (8)Исчезают нестройные ряды устарелых
домишек, на их месте растут новые, огромные дворцы. (9)Один за другим
поднимаются первоклассные заводы. (10)Недавние гнилые окраины уже слились с
центром и почти не уступают ему по благоустройству, а ближние деревни
становятся участками столицы. (11)В них входят стадионы — эти московские
колизеи, где десятки и сотни тысяч здоровой молодежи развивают свои силы,
подготовляют себя к геройским подвигам и во льдах Арктики, и в мёртвой пустыне
Кара-Кумов, и на «Крыше мира», и в ледниках Кавказа.
(12)Но чтобы создать новую Москву на месте старой, почти тысячу лет
строившейся кусочками, где какой удобен для строителя, нужны особые, невиданные
доселе силы...
(13)Москва уже на пути к тому, чтобы сделаться первым городом мира.
(14)Это на наших глазах.
(15)...Грядущее проходит предо мною...
(16)И минувшее проходит предо мной. (17)Уже теперь во многом оно
непонятно для молодёжи, а скоро исчезнет совсем. (18)И чтобы знали жители новой
столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой,
они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в ней.
(19)И моя работа делает меня молодым и счастливым – меня, прожившего
и живущего
На грани двух столетий,
На переломе двух миров.
(По Вл. Гиляровскому)
А1. Почему автор считает счастливым того, кто с
гордостью может произнести: «Я –
москвич!»"?
1) Москва — наша столица, и жить в ней очень
престижно.
2) Москва уже на пути к тому, чтобы сделаться
первым городом мира.
3) Москва — один из благоустроенных городов.
4) В Москве исчезает всё старое, а на его месте строится новое.
А2. Почему автор считает себя «несравненно богаче» пушкинского
Пимена?
1) Автор участвует в строительстве новой Москвы.
2) Монах-летописец описывал только прошлое — автор
видит будущее столицы, её перспективы.
3) Автор является весьма обеспеченным человеком.
4) Автор пользуется заслуженным уважением, он
является авторитетным человеком для молодых москвичей.
A3. В каком предложении текста наиболее полно
отражена основная мысль?
1)2
2)12 3)13 4)19
А4. Прочитайте предложения 12—17. В каком из них
употребляются антонимы? Напишите
номер этого предложения.
1)12 2)13 3)16 4)17
А5. Какое значение имеет слово работа в прочитанном тексте
(предложение № 19)?
1) качество, способ исполнения
2) служба, занятие как источник заработка
3) производственная деятельность по созданию,
обработке чего-нибудь
4) занятие, труд, деятельность
А6. Каким членом предложения является слово кто в предложении 2?
1) подлежащим 3) определением
2) дополнением 4) не
является членом предложения, поскольку это союз
А7. Укажите, какое средство речевой
выразительности используется в предложении: «Привожу слова пушкинского Пимена, но я его
несравненно богаче: на пёстром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже
умирающего, где окончательно исчезнувшего, я вижу растушую не по дням, а по
часам новую Москву».
1) оксюморон
2) каламбур 3) гипербола 4) сравнение
Ответы на задания В1-В14
записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
|
В1. Замените слово ДОСЕЛЕ
из предложений 5, 12 стилистически нейтральным синонимом (словом или
словосочетанием). Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 7—8 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в
корне.
В3. Из предложений 7—11 выпишите слово(-а),
правописание приставки в котором(-ых) определяется правилом: «В приставках,
оканчивающихся на З-(С-), перед буквой, обозначающей глухой согласный,
пишется С, перед буквой, обозначающей звонкий согласный, — 3».
В4. Из предложений 1—6 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание
букв Н и НН в суффиксе подчиняется правилу: «В суффиксах
наречий пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательных, от которых
они образованы».
В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при
однородных членах.
Она ширится,(1) стремится вверх и вниз,(2) в неведомую доселе
стратосферу и в подземные глубины метро,(3) освещенные электричеством,(4)
сверкающие мрамором чудесных зал.
В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) в сложносочинённом(-ых) предложении(-ях).
Недавние гнилые окраины уже слились с центром и почти не уступают
ему по благоустройству,(1) а ближние деревни становятся участками столицы. Уже
теперь во многом оно непонятно для молодёжи, (2) а скоро исчезнет совсем.
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста
пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Но чтобы создать новую Москву на месте старой,(1) почти тысячу лет
строившейся кусочками,(2) где какой удобен для строителя,(3) нужны особые,(4)
невиданные доселе силы...
В8. Из предложения 6 выпишите словосочетание(-ия), построенное(-ые) на
основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.
В9. Выпишите грамматическую основу из предложения 19.
В10. Среди
предложений 13—19 найдите
предложение(-я) с обособленным(-и) определением(-ями). Напишите
номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
В11. Среди
предложений 1—5 найдите
предложение(-я) с обособленным(-и) обстоятельством(-ами). Напишите
номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
В12. Укажите количество грамматических основ в
предложении 18.
В13. Среди предложений 7—11 найдите бессоюзное(-ые)
сложное(-ые) предложение(-ия). Напишите номер(-а) этого(-их)
предложения(-й).
В14. Среди предложений 1—5 найдите сложное(-ые)
предложение(-я) с различными видами связи — союзной и бессоюзной. Напишите
номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
Часть 3
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Москва уже на пути к тому, чтобы сделаться
первым городам мира».
Приведите в сочинении два аргумента из
прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры,
указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование {избегайте
чрезмерного цитирования).
|