Для тех, кто сдаёт ГИА, Вариант 6
(1)Рано утром, когда
Серёжка вышел за хлебом, во дворе не было ни души. (2)Поболтать было не с кем,
поэтому Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь
встретит или увидит что-нибудь занятное.
(3)Серёжка медленно
вышагивал под тенистыми липами. (4)Со стороны можно было подумать, что его
что-то заботит и он погружён в свои мысли. (5)Но какие уж это мысли? (6)Так,
игра: хочется, чтобы всё вокруг было ещё лучше, интереснее, значительнее..
(7)Вот посажены деревья, вчера их ещё не было. (8)Тоненькие, совсем палочки, и
без листьев. (9)Но ничего! (10)Скоро они наберут силу, зашумят на ветру...
(11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12)Пока вал не
убрали, здесь удобно прятаться. (13)А потом, наверное, посадят кусты, поставят
спортивные снаряды...
(14)Внизу, за рекой, видна
чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные
стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он — отважный
гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи. (18)Он должен
схватиться с тиграми и львами и поразить их своим мечом, чтобы остаться в
живых...
(19)Нет, пусть лучше будет стадион
не Колизеем, а синхрофазотроном! (20)Да, да, такой он и есть, синхрофазотрон,
— круглая, как цирк, громада, внутри которой носятся частицы, составляющие
атомное ядро. (21)И сейчас Серёжка не просто ученик — он физик! (22)Вот он
берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы...
(23)Вдруг вспыхивает
солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют
вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин.
(25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26)Да это сам Иван Грозный!
(27)Какой приказ отдаст он своему воину?
(28)Грозный приостановился и
спокойно спросил:
—
(29)Скажи-ка, дружище, как пройти к магазину «Миллион мелочей»?
—
(30)Н-не знаю, — растерянно пролепетал Серёжка. — (31)То есть что я!..
(32)3наю!
(33)Сначала постоянно
прямо, потом налево.
—
(34)Спасибо, — сказал, ничуть не удивившись, старик. (35)И пошёл.
(36)Медленно. (37)Спокойно. (38)Но уже совсем не как Иван Грозный. (39)А жаль.
(По Е. Велтистову)
А1. Какое из
высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Серёжка
Сыроежкин видит всё окружающее не
таким, каким оно является в действительности?»
1) Серёжке не нравится всё
окружающее, и поэтому он неприглядную картину действительности заслоняет
мечтами.
2) Серёжке не хватает общения, и его
единственное развлечение — это игра воображения.
3) Серёжке хочется
преобразить всё так, чтобы окружающее было ещё ярче и содержательнее, чем в
реальности.
4) Серёжка ещё слишком мал для того, чтобы
адекватно воспринимать окружающее.
А2. Как автор относится
к своему герою?
1) Автор любит своего героя и относится к
нему с добрым юмором.
2) Автор высмеивает своего
героя, ставя его в смешные и нелепые ситуации.
3) Автор осуждает своего героя за любовь к
фантазиям.
4) Автор равнодушен к
своему герою и никак не проявляет своего отношения к нему.
A3. Как характеризует героя информация,
заключённая в предложениях 14—22?
1) Серёжка — пустой
мечтатель, тратящий время на никчёмные фантазии.
2) Серёжка — человек поверхностный, не
обладающий глубокими знаниями.
3) Серёжка — хвастун, самовлюблённый человек,
представляющий себя героем и умником.
4) Серёжка не только фантазёр, мечтатель, но
и человек разносторонних интересов.
А4. Укажите, в каком
значении употребляется в тексте слово «схватиться» (предложение 18).
1) сплестись 2)
сразиться 3) взяться 4) закрепиться
А5. В каком варианте
ответа содержание второго предложения противопоставлено
содержанию первого?
1) 1 и 2 2) 5 и 6 3) 18 и 19
4) 37 и 38
А6. Выберите верное
продолжение ответа на вопрос: «Почему прохожий называет героя не «друг», а «дружище»!»
Такая форма обращения говорит ...
1) о доброжелательном отношении старика к
случайно встреченному мальчику.
2) о том, что прохожий
принимает задумавшегося Серёжку за взрослого человека.
3) о том, что Серёжка хорошо знаком этому
прохожему.
4) о высокомерно-пренебрежительном отношении
старика к мальчику и ко всем подросткам вообще.
А7. Прочитайте предложения 15—17. Какое
средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях?
1) гипербола 2) метафора 3)
антитеза 4) сравнительный оборот
В1. Замените слово ПОБОЛТАТЬ из предложения
2 синонимичным, не имеющим стилистической окраски (стилистически нейтральным).
Напишите это слово.
В2. Из предложений 10—13
выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне, правописание которой зависит от лексического значения корня.
В3. Из предложений 25—29 выпишите слово, в
котором правописание приставки определяется значением не до конца
совершённого действия, которое выражает эта приставка.
В4. Из предложений 30—33
выпишите наречие, в котором правописание одного из суффиксов определяется
правилом: «В отглагольных прилагательных, причастиях, а также в образованных
от них наречиях сохраняется суффикс -а-(-я-) основы неопределённой
формы исходного глагола».
В5. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры,
обозначающие запятые при вводном слове.
Пока вал не убрали, (1) здесь удобно
прятаться. А потом, (2) наверное,(3) посадят кусты, (4) поставят
спортивные снаряды...
В6. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры,
обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной
связью.
Вдруг вспыхивает солнечный луч,(1) и
Серёжка забывает,(2) что
минуту назад был физиком. Темнеют вдалеке стены Кремля, (3)и их охраняет на
высоком берегу стрелец Сыроежкин.
В7. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.Выпишите цифру, обозначающую
запятую между частями сложноподчинённого предложения.
Он должен схватиться с тиграми и львами,
(1) поразить их своим мечом, (2) чтобы остаться в живых...
Нет, (3) пусть лучше будет стадион не Колизеем,
(4) а синхрофазотроном!
В8. Замените словосочетание КУЧУ ЗЕМЛИ (предложение
11), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со
связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения
27.
В10. Среди предложений 25—32
найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого
предложения.
В11. Среди предложений 19—22 найдите
предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ
в предложении 1.
В13. Среди предложений 14—18
найдите бессоюзное сложное
предложение. Напишите
его номер.
В14.Среди предложений 2—6
найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите
номер этого предложения.
ЧАСТЬ 3
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните,
как вы понимаете смысл последних слов текста: «А жаль».
Приведите в сочинении два аргумента
из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
|