Вариант 21
Часть 2
Прочтите текст и выполните А1 -А7; В1 - В14
|
(1)Я шёл лесом, затоптанным, побитым, обшарпанным, в петлях троп и
дорог (2)Всюду по лесу чадили костры и возле них валялись наехавшие из города
труженики. (3)Разгоняя гиподинамию, горожане рубили, пилили, ломали, поджигали
лес, притомились уже и загорали под солнцем.
(4)Впереди, чуть выдавшаяся к дороге, стояла некрупная, коленом
изогнутая чёрно-пегая берёза (5)Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня
— так может пахнуть только увядающее дерево, и я уловил неслышное движение,
заметил искрой светящийся в воздухе берёзовый листок.
(6)Медленно, неохотно и в то же время торжественно падал он,
цепляясь за ветви, за изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая
ко встречным листьям...
(7)Упругости листа хватило на полминуты, не более, жилы и жилочки
ослабли, распустились, прогнулся серединой лист и обрывком искуренной бумажки
расклеился на моей ладони.
(8)Как он пробудился и занял своё место в лесу? (9)Сколько сил
потратила берёза, чтобы этот её листок выпростался из немой, плотно заклеенной
почки и зашумел весёлым шумом вместе со всеми листьями?..
(10)Земля наша справедлива ко всем, хоть маленькой радостью наделяет
она всякую сущую душу, всякое растение, всякую тварь, и самая бесценная,
бескорыстно дарованная радость — сама жизнь! (11)Но твари-то и, прежде всего,
так называемые разумные существа не научились у матери-земли справедливой
благодарности за дарованное счастье жизни.
(12)Ах, если бы хоть на минуту встать, задуматься, послушать себя,
душу свою, проникнуться светлой грустью бледного листа — предвестника осени,
ещё одной осени, ещё одного, кем-то означенного круга жизни, который совершаем
мы вместе с нашей землёю и когда-то закончим свой век падением, скорей всего не
медленным, не торжественным, а мимоходным, обидно простым, обыденным — на бегу
вытряхнет из себя толпа ещё одного спутника и умчится дальше, даже не заметив
утраты.
(13)Сколько ещё предстоит томиться непонятной человеческой тоской и
содрогаться от внезапности мысли о тайне нашей жизни? (14)Кто скажет нам об
этом? (15)Кто утешит и успокоит нас, мятущихся, тревожных, слитно со всей
человеческой тайгой шумящих под мирскими ветрами и в назначенный час, по
велению того, что зовется судьбою, одиноко и тихо опадающих на землю?
(По В.П. Астафьеву)
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже,
содержит ответ на вопрос: «Почему простой и
естественный процесс падения листа вызвал у автора столько противоречивых
размышлений?»
1) Автор не может смириться с тем, что облетают
листья.
2) Автору было жаль расставаться со слабым
берёзовым листом.
3) Всё в природе взаимосвязано, и человеческая
жизнь похожа на жизнь обыкновенного листа.
4) Человек должен беречь природу, заботиться о ней.
А2. Почему автор, говоря об отношении людей к
природе, даёт им определение «так называемые разумные существа»?
1) По-настоящему разумные существа не должны
относиться к природе так варварски.
2) В последнее время происходит деградация людей.
3) Разумность нашей цивилизации всё чаще
подвергается сомнению.
4) В данном случае это образное средство, которое
служит лишь для придания тексту большей выразительности.
A3. В каком предложении текста наиболее полно
отражена основная мысль?
1)3 2)7
3)10 4)12
А4. В какой из указанных пар предложений текста
содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
1)1-2 2)4-5 3)6-7 4)10-11
А5. Какое значение имеет слово светлая в прочитанном тексте
(предложение № 12)?
1) ничем не омрачённая, приятная 3) излучающая сильный свет
2) ясная, прозрачная 4) хорошо
освещенная
А6. В каком предложении текста употреблены
устаревшие слова?
1)6 2)10 3)13 4)14
А7. Укажите, какое средство речевой
выразительности используется в предложении: «Разгоняя
гиподинамию, горожане рубили, пилили, ломали, поджигали лес, притомились уже и
загорали под солнцем».
1) литота 2) сарказм 3) олицетворение 4) антонимы
Ответы
на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если
нужно, запятыми.
|
В1. Замените слово ОБШАРПАННЫЙ
из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом (словом или
словосочетанием). Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 1—3 выпишите слово(-а) с
чередующейся гласной в корне.
В3. Из предложений 1-5 выпишите слово(-а),
правописание приставки(-ок) в котором(-ых) определяется правилом: «В
приставках, оканчивающихся на 3- (С-), перед глухим согласным пишется
буква С, перед звонким — 3».
В4. Из предложений 4-6 выпишите слово(-а), в
котором(-ых) правописание одной или двух букв Н в суффиксах определяется
правилом: «Если причастие и отглагольное прилагательное имеет приставку, в
суффиксе пишется две буквы Н».
В5. Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(-ы), при помощи
которой(-ых) пронумерована(-ы) запятая(-ые),
выделяющая(-ие)
обособленное(-ые) обстоятельство(-а).
Разгоняя гиподинамию,(1) горожане рубили, (2) пилили,(3)
ломали,(4) поджигали лес,(5) притомились уже и загорали под солнцем.
В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста
пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы),
обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня —(1)
так может пахнуть только увядающее дерево,(2) и я уловил неслышное движение,(3)
заметил искрой светящийся в воздухе берёзовый листок
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста
пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-йе)
запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Кто утешит и успокоит нас,(1) мятущихся, (2) тревожных,(3) слитно
со всей человеческой тайгой шумящих под мирскими ветрами и в назначенный
час,(4) по велению того,(5) что зовётся судьбою,(6) одиноко и тихо опадающих на
землю?
В8. Из предложения 2 выпишите словосочетание (-ия), построенное (-ые)
на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.
В9. Выпишите грамматические основы предложения
15.
В10. Среди предложений 8—11 найдите предложение, в
котором есть вводные слова. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 13-15 найдите предложение с
однородными обособленными определениями.. Напишите номер этого
предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в
предложении 12.
В13. Среди предложений 4—9 найдите бессоюзное сложное
предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 8—11 найдите сложное
предложение с различными вицами связи — союзной и бессоюзной.
Напишите номер этого предложения.
Часть 3
С2.1. Познакомьтесь с мнением Коли и Анны Владимировны
о роли риторических вопросов в художественном произведении.
Анна Владимировна: «Одним из ярких средств художественной выразительности является
риторический вопрос. Это вопрос, который не требует ответа или ответ, на
который является очевидным
Коля: «А зачем же вообще задавать такие вопросы, если на них не нужно
отвечать?»
Напишите
сочинение-рассуждение на тему: «Роль риторических вопросов в художественном
произведении».
Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё
раз текст В.П.Астафьева. Найдите и
приведите не менее двух примеров из прочитанного текста, иллюстрирующих
функции риторических вопросов.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).
Вы
можете написать работу от своего имени, или от имени учителя, или от имени
одного из одноклассников Коли. Начать работу вы можете вопросительным
предложением, переформулировав предложенную тему. Объём сочинения должен
составлять не менее 50 слов. Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
|