Вариант 20
Часть 2
Прочтите
текст и выполните А1-А7;
В1 - В14
|
(1)Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего
тона. (2)Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и
культуру человека.
(3)Придерживаясь их, человек ведёт себя
соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. (4)Но с
теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу.
(5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила
(6)Лес — очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны
быть строгими.
(7)3адумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно
брошенная в лесу? (8)Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем
распадется на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и
усвоить без вреда для себя. (9)Металлическая консервная банка должна пролежать
15—20 лет.
(10)А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя
в лесу кучи хлама (11)Мусор накапливается из года в год, образуя «культурный»
слой. (12)Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву,
а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. (13)Это приводит к
изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях.
(14)Происходят и другие, не менее печальные события. (15)Исследования
показали: причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная
отдыхающими. (16) В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты,
превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к
самовозгоранию лесной подстилки. (17)Небрежность? (18)Халатность? (19)Точнее, преступность поведения — и бушуют
пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы,
заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и
их последствий.
(20)Порой слышишь рассказы, как змея или ещё кто-нибудь из лесных
обитателей напал на человека (21)Большинство таких рассказов беспочвенны.
(22)Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев,
безропотно уступает человеку дорогу. (23)Лес — это дом для человека, даже
больше, чем дом, и правила поведения в нём, уважение к его жителям должны быть
не менее строгими, чем в собственном доме.
М.Канн.
А1. Какая мысль противоречит содержанию прочитанного текста?
1) В коллективе человек придерживается определённых
правил поведения.
2) Оставлять после себя мусор в лесу—это не
небрежность, а преступность поведения.
3) Лесные обитатели часто нападают на человека без
каких-либо на то причин.
4)
Находясь в лесу, придерживайтесь определённых
правил поведения и уважайте его жителей.
А2. Слова
какого ряда осуществляют тематическую связь между третьим и четвёртым
абзацами?
1) бумажка, банка, «культурный» слой
2) брошенная, оставляя, населяющих
3) природа, «культурный» слой, растительность
4) составные компоненты, организмы, хлам
A3. В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль текста?
1) 2 2)13 3)19 4)23
А4. Какие
предложения связаны друг с другом при помощи личного местоимения ?
1) 1,2 2)2,3 3) 3,4 4) 5,6
А5. Какое значение имеет слово ПЕРЕВАРИТЬ
в предложении 8?
1) сварить заново 3) усвоить пищеварением
2) слишком долго варить 4) подвергнуть распад
А6. В
каких предложениях используется НАУЧНАЯ
ЛЕКСИКА?
1) 2,6 2) 8,15 3) 8,16 4) 19,20
А7. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, используемые автором в
предложениях 17-19?
1) градация 3) фразеологизм
2) синтаксический параллелизм 4) сравнительный оборот
Ответы
на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если
нужно, запятыми.
|
В1. Замените слово ЛИКВИДАЦИЯ из предложения 19 синонимом.
Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 1-6 выпишите слово с чередующейся безударной
гласной в корне.
В3. Из предложений 1-15 выпишите слово,
правописание, приставки в котором определяется правилом: «В
отрицательных местоимениях без ударения пишется приставка НИ-».
В4. Из предложений 14—16 выпишите слово, в котором правописание
НН определяется правилом: «В бесприставочном причастии совершенного вида
пишется НН».
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые
при обособленных определениях.
Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой.
Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а
значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней.
В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые между
частями сложносочинённого предложения.
Лес — очень ранимое существо(1) и правила
поведения в нём должны быть строгими. Лес — это дом для человека,(2)
даже больше,(3) чем дом,(4) и правила поведения в нём,(5) уважение к его
жителям должны быть не менее строгими,(6) чем в собственном доме.
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые
между частями сложноподчинённого
предложения.
Это приводит к изменению растительности,(1) что,(2) в свою
очередь,(3) уже сказывается на нас(4) людях. В жаркое время года банки,(5)
бутылки,(6) особенно если они побиты,(7) превращаются в линзы,(8)
концентрирующие, солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.
В8. Замените
словосочетание МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ БАНКА
(предложения 9), построенное
на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Из предложения 21 выпишите грамматическую основу.
В10. Среди предложений 7—13 найдите предложения с вводными словами
и словосочетаниями. Напишите номера этих предложений.
В11. В первом абзаце (предложения 1—5) найдите
предложение, не имеющее однородных членов. Напишите номер этого
предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в
предложении 8.
В13. Среди предложений 14—19 найдите сложное бессоюзное
предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 19—23 найдите сложное
предложение с разными видами связи
(сочинительной и
подчинительной). Напишите номер этого
предложения.
Часть 3
Используя прочитанный
текст части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2.
Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.
|
С.2.1. Ознакомьтесь с мнением
Тани и Ирины Петровны о роли вводных слов и предложений.
Таня: «Недавно мы вводные
слова и предложения повторяли. А вот я как мне кажется, их в своей речи совсем
не употребляю».
Ирина Петровна: «Это ты свою речь не замечаешь, а на самом деле без вводных слов
не обойтись»
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Роль
вводных слов и предложений в устной и в письменной речи».
Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз
текст М. Канна и найдите необходимые примеры использования вводных слов и
предложений, аргументирующие ваши мысли.
В сочинении-рассуждении приведите из
прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функции вводных
слов и предложений. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте частичное цитирование.
Начать сочинение вы можете как фразой,
принадлежащей Ирине Петровне, так и собственным высказыванием. Вы можете писать
работу от своего имени или от имени Ирины Петровны. Объём сочинения должен
составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Объём сочинения должен составлять не менее 50
слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
|