Задание №1.
Перечитайте рассказ «После бала». Прочитайте текст данной статьи.
Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого После бала
Рассказ Л. Н.
Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с
беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию,
угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет читателей задуматься над
такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все
времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом.
К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на
противопоставлении картин бала и наказания беглого солдата, переданных через
восприятие молодого человека Ивана Васильевича. Именно ему предстоит понять, «что
хорошо, что дурно», дать оценку увиденному и сделать выбор своей дальнейшей
судьбы.
Жизнь
юноши складывалась благополучно и беззаботно, никакие «теории» и «кружки» не
интересовали ни его, ни близких ему других молодых людей студентов. Но и в то
же время ничего предосудительного в их увлечении балами, катаниями, легкими
пирушками не было. Мы проникаемся искренней симпатией к Ивану Васильевичу на
балу, когда видим его очарованным праздничной атмосферой званого ужина, нежно
влюбленным в Вареньку. О восторженной, отзывчивой душе этого человека говорят
слова: «я был не я, а какое то неземное существо, не знающее зла и способное на
одно добро», «я обнимал в то время весь мир своей любовью».
И вот этот горячий, впечатлительный юноша
впервые в жизни столкнулся с жестокой несправедливостью, с унижением
человеческого достоинства, проявленными даже и не по отношению к нему. Он
увидел, что страшная расправа над человеком вершилась обыденно, привычно
человеком, который сам недавно на том же балу был добр, весел.
В живую душу юноши вошел ужас от увиденного,
ему «было до такой степени стыдно», что он «опустил глаза», «поторопился уйти
домой». Почему же не вмешался в происходящее, не выразил свое негодование, не
обвинил в жестокости и бездушии полковника? Наверное, потому, что такая
страшная сцена, впервые увиденная, просто ошеломила молодого человека, а еще
смутила та искренность, с которой вел себя полковник при этом наказании.
«Очевидно, он что то знает такое, чего я не знаю, – раздумывал Иван Васильевич.
– Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не
мучило бы меня». Из рассказа мы узнаем, что «дойти до корня» в своих
размышлениях Ивану Васильевичу не удалось. Но совесть его не позволила в
дальнейшей жизни стать военным, потому что не смог он вот так «по закону»
расправиться с человеком, служить жестокости.
А
в характер полковника, этого на самом деле любящего отца, приятного в обществе
человека, твердо вошли искаженные понятия о долге, чести, достоинстве,
позволяющие попирать права других людей, обрекать их на страдания.
Автор разоблачает объективные социальные
условия, прививающие человеку ложные нравственные категории, но акцент в этом
рассказе сделан именно на ответственности каждого за то, что он совершает в
жизни.
В
одной из своих статей Л. Н. Толстой писал: «Главный вред – в душевном состоянии
тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех,
которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что
такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей
правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в
умах и сердцах таких людей…»
Задание № 2.
Написать сочинение: «Какой нравственный урок получил Иван Василевич?»
Задание № 3. Выполните тест (письменно).ТЕСТ.
1. Замысел произведения:
А) подсказан
писателю кем-то;
Б) придуман
Толстым;
В) реальное событие, произошедшее с
родственником Толстого.
2. О событиях какой эпохи
рассказывает Иван Васильевич?
А) Александра
II
Б) Николая I
В) Николая II
3. Жанр произведения:
А) очерк; Б)
повесть; В) рассказ.
4. Из скольких сюжетных элементов
состоит композиция произведения:
А) два; Б) три;
В) четыре.
5. Каков тип композиции рассказа:
А)
Повествование от 3 лица;
Б) Рассказ в
рассказе;
В)
Последовательное авторское изложение материала.
6. Какой композиционный прием
лежит в основе рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?
А)
сравнение; Б) метафора; В) антитеза
7. Как можно охарактеризовать
смысл заглавия рассказа?
А) важность
судьбы героя после бала;
Б) важность
утра, следующего за балом;
В) особое
значение сцены расправы с солдатом.
8. Тема произведения:
А) рассказ о
полковнике;
Б) показ
николаевской эпохи;
В)
повествование о любви Ивана Васильевича.
9. Произведение заставляет
задуматься о:
А) личной
ответственности человека за жизнь общества;
Б) судьбе
полковника;
В) любви Ивана
Васильевича.
10. Кому принадлежат слова из
рассказа Л.Н. Толстого «После бала»: «...Вы говорите, что человек не может сам
по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает.
А я думаю, что все дело в случае...»?
А) Вареньке
Б) Ивану
Васильевичу
В) Петру
Владиславовичу
11. Кто такой инженер Анисимов в
рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?
А) Сосед Ивана
Васильевича
Б) Еще один
кавалер Вареньки на балу
В) Человек,
наблюдающий сцену наказания вместе с Иваном Васильевичем
12. За что наказывали солдата в
рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?
А) За
трусость; Б) За побег; В) За грубость полковнику
13 Какую сторону творческой
личности Л.Н. Толстого раскрывает рассказ «После бала»?
А) иронию; Б)
гуманизм; В) религиозность
Задание № 4. Написать сочинение по теме «Случай, изменивший мою жизнь».
Задания выполнять на тетрадных листах.
Сдать 19 марта 2012
8А сдаёт
работы Ирине Леонидовне;
8Б сдаёт
работы Ирине Георгиевне.
Не сданные своевременно работы
проверяться не будут.
|