Как написать эссе на ЕГЭ по русскому языку.
Проблема.
Самое трудное для выпускников – это написание
эссе. Существуют правила, которыми необходимо пользоваться, чтобы получить
максимально высокий бал. Зная эти правила и алгоритм выполнения, можно легко
справиться с данным видом работы.
Прежде чем начинать подготовку, необходимо
ознакомиться с критериями оценки сочинения, их в общей сложности 12.
Максимальное количество баллов 23. (Посмотреть демоверсию и критерии оценки можно
найти и посмотреть на официальном сайте Федерального института педагогических
измерений fipi).
1 этап. Работа с исходным
текстом.
На данном этапе необходимо сосредоточиться и
внимательно перечитать текст. Несмотря на то, что с этим текстом уже была
проведена работа по выполнению уровня В, вы должны перечитать его не менее двух
раз. В течение чтения определить ряд проблем, которые поднимает автор текста.
Помните, что в тексте может быть не одна, а несколько проблем. Ваша задача выявить ОДНУ проблему, которая
вам понятна.
Проблема – это вопрос, который
волнует автора.
Проблему можно сформулировать
разными способами:
- Использовать ключевое слово «проблема», тогда для
названия проблемы используется форма родительного падежа существительного:
Например.
Е. Богат поднимает проблему мещанства
в современном мире..
В Дегтярёв ставит проблему
влияния чтения на формирование духовного развития подрастающего поколения..
- Оформить проблему в виде вопроса:
Например.
Действительно ли процветает
мещанство в нашей жизни? Именно на этот вопрос отвечает Е. богат в своей
статье.
Как влияет выбор книг на
формирование духовного развития подрастающего поколения? Об этом размышляет В.
Дегтярёв.
В. Песков ищет ответ на
вопрос: «Почему человек так безжалостно уничтожает природу?»
Именно с этих предложений вы
можете начать своё сочинение.
Типичные ошибки, которые допускают выпускники.
На одном из
сайтов по подготовке к ЕГЭ есть такие
рекомендации: «Начать писать сочинение по русскому на ЕГЭ несложно, во
вступлении можно рассказать краткую информацию об авторе…» Вот первая ошибка. В
критериях данная работа не будет никак оценена, значит, будет неоправданно
потрачено нужное на экзамене время.
Кроме того, для
анализа чаще всего представлены тексты публицистического характера, значит,
авторы известны определенному кругу читателей, а изучение их творчества не предусмотрено школьной
программой. И те ученики, которые дают «краткую информацию об авторе», часто
желая показаться умными и начитанными, допускают фактические ошибки: путают
эпохи, время жизни создателей текста, ошибаются в определении жанра.
Совет. Начинайте сочинение с
проблемы – это и есть вступление.
|